Результатом моделирования бизнес-процессов должны стать:
- Система управления организации, которая способна обеспечить достижения стратегии организации.
- Система управления организации, которая реагирует на изменение в процессах и на возникшие несоответствия.
- Разработанные документы для стандартизации и унификации деятельности: регламенты процессов, регламенты процедур, должностные инструкции, положения о подразделениях, карты прохода документов.
- Основа для автоматизации процессов организации. Business studio позволяет на основе описанной модели бизнес-процессов создать техническое задание на автоматизацию.
- Система целей и показателей
- Комплексный механизм мониторинга KPI процессов
- Решения об улучшениях, основаны на фактах и связанные со стратегией организации
Описание методики
Business studio использует следующие нотации моделирования бизнес-процессов:
IDEF0, Процедура, Процесс, EPC, BPMN
Описание бизнес-процессов служит для:
- Обеспечения выполнения стратегии организации
- Распределения ответственности внутри организации
- Стандартизации и унификации выполняемых процедур внутри организации
- Обеспечения стабильности результатов
Что такое бизнес-процесс?
По сути, бизнес-процесс – это деятельность, которая перерабатывает вход в выход, с использованием определенных ресурсов (например: оборудование и персонал) в соответствии с установленными управляющими воздействиями (план, правила, методы и т.п.).
Измерение и мониторинг процесса служит для определения способен ли процесс достигать поставленных перед ним целей и если выявляется, что процесс не способен достигать поставленных целей, то необходимо применять коррекцию и корректирующие действия.
Процессы взаимодействуют между собой образуя систему бизнес-процессов.
ПРОЦЕСС (Процесс отвечает на вопрос: ЧТО?) – преобразовывает вход в выход, т.е. изменяет состояние. Процесс имеет цель.
Процессы бездействуют, пока не подан вход. Каждый процесс может реализовываться через шаги, часть которых управляется процедурами, а часть может управляться физикой, химией и т.д.
ПРОЦЕДУРА (Процедура отвечает на вопрос: КАК?) – путь, которым выполняется работа, чтобы выполнить задачу.
Мы нуждаемся в процедурах, когда Задача комплексная или стандартная. Если мы не заинтересованы в том, чтобы зафиксировать как выполняется Задача – важен только результат, то мы не нуждаемся в процедурах.
В Business studio для описания процедур процессов используют следующие нотации моделирования: Процедура, Процесс, EPC, BPMN.
Процессы могут быть декомпозированы на еще один уровень системы процессов или на уровень процедуры. В Business studio такая декомпозиция отображается в виде дерева.
Работу по описанию бизнес-процессов можно разделить на два основных типа:
1. Управление бизнес-процессами. Служит для выявления «узких мест» в цепочке бизнес-процессов и применения методов по оптимизации направленных на «узкое место».
В данном случае создается только модель процессов на уровне А0 и устанавливаются цели и показатели достижения целей на процесс. После проведения мониторинга процессов выявляются процессы, которые в текущем состоянии не способны достигать запланированных результатов. Выявляются причины несоответствий, разрабатываются коррекции и корректирующие действия.
Для понимания причин выявленного несоответствия разрабатывается процедура процесса, т.е. подробное описание процесса, как в нем протекают функции.
Такой подход заостряет внимание именно на управлении процессами и достижения стратегии организации и второстепенное значение уделяет регламентации, стандартизации и унификации деятельности, что приносит максимальный эффект от инвестиций, затраченных в разработку такой системы управления.
2. Регламентация бизнес-процессов. Служит, в первую очередь, для стандартизации и унификации деятельности организации. В данном случае разрабатываются подробные процедуры для каждого процесса.
На основании внесенной информации Business studio может формировать следующие документы:
- Регламенты процессов.
- Регламенты процедур.
- Должностные инструкции.
- Положения о подразделениях.
- Карты прохода документов.
Данных подход наиболее затратный, так как требует много времени для реализации, причем эффективность от вложенных инвестиций будут невысокой. Это связанно с нецелевыми затратами на проект, т.е. оптимизация той деятельности, которая не требует оптимизации.
Он может применяется в крупных организациях для разграничения полномочий и функционала, для фиксации лучшего опыта выполнения процедур, для подготовки к проектам автоматизации.
Доведение функционала до работников, а так де осуществление мониторинга в Business studio осуществляется через Business studio Portal.